Заготовки

Похлебкин рецепт хлеба на воде. Хлеб с луком от похлебкина. Исторические сведения о еде россиян

Здравствуйте друзья, предлагаю вам испечь домашний хлеб по рецепту В. В Похлебкина. Рецепт настолько быстрый и простой что я даже не поверила, что может получиться такой вкусный и ароматный хлебушек. Вильям Васильевич Похлебкин считает, что приготовить дома хлеб проще, чем сварить яйцо. Заманчиво сказано, правда? Но, тем не менее, он оказался прав.

Недавно я уже предлагала вам быстрый хлеб, это был грузинский лаваш (для того чтобы прочитать рецепт, перейдите по ссылке). Но этот рецепт хлеба по-домашнему готовится в разы быстрее, хотя тоже используется дрожжевое тесто. Потрясающий аромат хлебу придает репчатый лук, получается бесподобно, рекомендую попробовать.

Как испечь домашний хлеб

Продукты:

  • 35-50 гр сырых дрожжей или 11 гр сухих (1ст л)
  • 1 ст воды
  • 1 небольшая луковица
  • 1/3 ст растительного масла
  • Мука примерно 380-400 гр
  • Соль по вкусу

Приготовление:

Для начала возьмем 0,5 ст чуть теплой воды, добавим дрожжи и 1-2 ст л муки, хорошо перемешаем и отставим в сторону.

Мелко порезать 1 луковицу, у меня хоть и была маленькая луковица, но использовала я всего 2 ст л лука. Дрожжевую смесь перелить в глубокую миску, добавить 0,5 ст воды (можно молока), растительное масло перемешать, добавить лук, посолить. И постепенно добавляя муку замесить тесто. В.В Похлебкин пропорции муки не указал, объяснив это тем, что мука у всех разная и ее может потребоваться разное количество, нужно замесить мягкое, эластичное тесто. У меня ушло муки примерно 380-400 гр.

Вымешиваем тесто до тех пор, пока оно перестанет липнуть к рукам.

Затем сформируем колобки, величиной с яблоко и каждый колобок раскатаем в лепешку примерно 1-1,5 см.

Оставляем примерно на пару минут и выпекаем в разогретой духовке до готовности. Я выпекала при t 200 примерно 25 минут. Немного передержала, поэтому все- таки нужно меньше. По рецепту хлеб нужно было выпекать 10 минут, у меня за это время он даже не зарумянился, и я выпекала дольше.

Готовый хлеб достаем из духовки и накрываем полотенцем на 25 минут.

Была приятно удивлена, тем, что домашний хлеб можно приготовить так быстро. Сильного запаха лук не дает, он придает такой вкусный аромат. Здорово, правда, приготовить хлеб за 30 минут? Обещаю вас еще порадовать интересными рецептами, подписывайтесь на обновления , и вы убедитесь в этом сами.

Я тут зачиталась журналам многоуважаемой и чрезвычайно симпатичной svetilnik_m и решила, что настала пора научиться печь хлеб. Как человек с двумя высшими образования, начала я с «Тайны хорошей кухни» Похлёбкина. Прочитав главу «Пять правил, пять секретов хлебопечения», сделала домашнее задание - сама, без всякого рецепта, на глазок, испекла хлебцы-булочки, как рекомандательно посоветовал Похлёбкин в конце главы. В ход пошли инструкции и советы Похлёбкина.

Взяла:
25 гм дрожжей
200 мл тёплой воды
2 стол лож сахара
50 мл молока
50 мл кефира
1 луковица
100 мл растительного масла
соль, перец
350 гм муки грубого помола
примерно 400 гм ржаной муки

Дело было так:
Мелко порезала и пожарила луковицу.

Дрожжи развела тёплой водой, добавила сахар.
Забыла на минут 10.
Добавила молоко и кефир.
Добавила растительное масло.
Добавила соль, перец, жареный лук.
Вылала смесь в комбайн.
Добавила 350 муки грубоко помола.
Запустила комбайн.
По ходу дела добавила ржаную муку.
Вынула из комбайна месила вручную, по ходу добавляла ржаную муку.

Оставила на час – тесто увеличилось где-то в двое.
Слепила 11 булочек, оставила на полчаса.
Помазала молоком.
В духовку 200 град минут 20.

Вроде ничего. Посолить надо было побольше.

Линде очень понравилось. Она их взяла на лёнч в школу. Её одноклассникам понравилось тоже. Попросили ещё. Маките тоже очень понравилось. Поэтому решила опубликовать. Дабы не забыть. И как основу для дальнейшего улучшения.
Критические замечания и советы принимаются с благодарностью.

Охранник подтолкнул меня, указывая на "статую", и отправился к центру зала. Мы послушно посеменили вслед за ним к непонятному каменному цветку. Ледяной пол обжигал босые ступни, слегка отвлекая от сумбура, творящегося в голове. Когда мы прошли уже более половины пути, в противоположном конце помещения также наметилось движение. Интуиция завопила благим матом, требуя немедленно убраться отсюда подальше… еще бы подсказала, как это сделать, и цены бы ей не было! Ох, чую, не к добру все это.

Уже виденные ранее зыбкие фигуры, спрятанные под жемчужной пленкой, медленно шли нам навстречу. Собственно, к местному произведению искусства мы подошли практически одновременно. И да, оно действительно было каменным. Вот только при ближайшем рассмотрении выяснилось, что скульптура оказалась весьма своеобразной, а говоря более прямо - "с душком". Как бы объяснить? Ну, представьте, что узкую каменную лежанку, стилизованную под лепесток, поставили под углом в сорок пять градусов… и все бы ничего, но по краям болтались наручники, намекая, что народ укладывается сюда далеко не добровольно. А на одном из лож уже был пристегнут давешний мальчишка. Хотя в его случае "пристегнут" - это громко сказано. Видимо, размеры "посадочных мест" были все же рассчитаны на взрослого человека, и до колец наручников ребенок просто не дотягивался. Вариантов было два - застегнуть злополучные наручники, оставив пацана болтаться в воздухе, поскольку в этом случае ногами до пола он бы точно не доставал, или зафиксировать его иным способом. Что, собственно, и было проделано - ребенка крепко прикрутили к лежанке обычной, вполне себе земной веревкой.

Меня пристегнули слева от мальчика. Затем - почти одновременно - защелкнулись наручники на руках оставшихся двух рабов. Напротив нас было четыре пустых ложа, в которые неторопливо забирались молчаливые радужно-жемчужные фигуры. Хотелось бы мне знать, что же все это значит?!

Самое поразительное началось, когда четверо напротив нас устроились в своих каменных лежбищах - подошедшие охранники равнодушно защелкнули наручники на несопротивляющихся людях. А потом прошлись по кругу, отключая какие-то приборы в районе пояса у тех, кто лежал напротив нас. По крайней мере теперь мы могли рассмотреть наших… хозяев.

Я оказалась права - трое из них были так стары, что практически утратили признаки пола. Столь дряхлых людей я не видела ни разу в жизни. Хотя, если можно было бы дать им характеристику - я бы сказала, что это "ухоженная старость". Кем бы ни были эти ходячие мощи, они явно не бедствовали. Четвертым был зло улыбающийся мужчина, относительно молодой - лет сорока - сорока пяти, темноволосый и откровенно некрасивый. Он со странной, почти болезненной жаждой смотрел на привязанного рядом со мной мальчишку, словно тот был ключом к исполнению его самых заветных желаний. В общем, судя по виду, законченный маньяк и псих… Не повезло мелкому.

Итак, позвольте мне повторить… - вышел вперед толстый коротышка - мой "хозяин". - Отерр"Нат - древнее сооружение, и контролировать мы его не можем, только настроить и включить руны переноса. Дальнейшее зависит только от вас - от вашего желания жить, от воли к победе. Гарантировать результат мы не можем. Вы подписали документы с отказом от любых претензий, но вы еще можете уйти с Круга переселения. Деньги не возвращаются…

Короче, - прорычал черноволосый.

Короче так короче, - не стал спорить толстяк. - Когда загорятся руны, зафиксируйте взглядом выбранного вами носителя и старайтесь не отвлекаться. Перенос дуги - весьма болезненная процедура. К тому же носитель наверняка попытается сопротивляться…

Минуточку, о чем это он? Перенос душ?! Что за бред?

Я в ужасе уставилась на древнюю старуху, прикованную напротив меня. Если мои догадки верны, то обладательница этих рассыпающихся мощей собирается переселиться в мое тело, тогда как я стану владелицей этих мумифицированных прелестей?! Я… я не согласна! Вот только спросить мое мнение почему-то забыли…

Между нами закружились черные вихри, выстраиваясь в странные фигуры, смутно напоминающие древние руны. Из-за спины шагнули тени надсмотрщиков, снимая с наших висков "универсальные переводчики". Видимо, этот Круг переселения несовместим с иными приборами. Сволочи, до последнего момента ведь ждали!

Впрочем, по-настоящему меня волновал вовсе не "переводчик", а сказанное толстяком. Неужели он действительно имел в виду?.. Но как же так? Это же ужасно! А ребенок, прикованный рядом со мной, - ему же не больше девяти лет… И этот уродливый ублюдок напротив собирается занять его тело?! Не может быть…

Извернувшись, я посмотрела в сторону ощерившегося, словно волчонок, мальчишки, а потом провалилась в странный черный туман.

Темные вихри кружили и сбивали с ног… С ног? Но у меня нет ног. И рук… Кажется, у меня вообще нет тела! Ужас захлестнул с головой, заставив испуганно заметаться в непонятном густом тумане. Что происходит? Где я? Неужели теперь так будет всегда?

Неожиданно мимо, заставив отшатнуться, ликующим бордово-серым вихрем промелькнуло что-то живое, обдав отвратительным смрадом. Да, это определенно ощущалось как живое существо. Неужели? Похоже, это та самая старая карга, что лежала напротив меня в Круге переселений. В отличие от некоторых, она внимательно слушала толстяка и не пялилась по сторонам, а держала зрительный контакт с моим телом, как и говорили на инструктаже.

А мне что теперь делать?! Я не хочу в ее тело!

Странный мир темных вихрей существенно тряхнуло. Это еще что за дела? Коротышка не предупреждал о "землетрясениях"! Я испуганно метнулась влево, чтобы тут же отшатнуться от клубка из пары терзающих друг друга сущностей - кроваво-алой и изумрудно-синей. А чуть левее драки в темном тумане светилось что-то такое… невыразимо желанное и безумно притягательное. Объяснить это ощущение почти невозможно. Оно включало в себя чувство дома, мамины объятия и аромат осенней антоновки, тепло наполненной горячим какао любимой кружки в руках, папин смех и знакомое с детства: "Будь смелой, бельчонок…" Меня тянуло туда со страшной силой, и сопротивляться совсем не хотелось. Впрочем, какой у меня выбор? Будь что будет…

Меня снова тряхнуло, но на этот раз "землетрясение" сопровождалось грохотом, ощущением падения и ударом… обо что-то весьма твердое. То есть материальное! Черт, да что происходит-то, в конце концов? С трудом открыв глаза, я с изумлением уставилась на огромную дыру, пробитую в стене помещения и украшенную парой полуобвалившихся колонн, образовавших над отверстием шаткую неровную арку. Прямо мне в лицо, с трудом пробиваясь сквозь пыльную взвесь, тускло светило алое закатное солнце. Затем пришли звуки - крики команд на непонятном лающем языке, шорох осыпающихся камней и стоны раненых. Я лежала на расколотом лепестке "круга переселения", с изумлением рассматривая творящийся вокруг беспредел. Похоже, что на "мирных работорговцев" напали какие-то нехорошие люди. А это значит, что у меня есть шанс сбежать! Так чего же мы ждем?..

Осторожно приподнявшись, я огляделась по сторонам, стряхнула с себя остатки веревок, сползла с каменных обломков и с ужасом посмотрела на изуродованные руки. В густом полумраке зала, где единственным источником света было закатное солнце, заглядывающее в пролом стены, с трудом удалось рассмотреть сбитые костяшки, царапины и синяки. Здорово меня приложило… даже странно, что боль совершенно не чувствуется. И не только боль - ледяной холод каменного пола тоже не ощущался, а ведь отлично помню, как мерзли ступни, пока мы шли к "статуе". Я покосилась на обломки своего ложа. Ничего не понимаю… При падении меня нехило должно было ударить, но никаких неприятных ощущений нет. Как ни странно это звучит, но я вообще не чувствовала своего тела. Это из-за обряда? Нет, что-то со мной явно не так, но разбираться с этим будем позже, а сейчас главная задача - выжить в этой заварушке и выбраться незамеченной!

Очередное "землетрясение" заставило меня снова упасть на пол, зарываясь разбитыми, посеревшими от грязи и каменной пыли руками в ближайшую кучу щебня. Черт! Ну что у меня за привычка впадать в раздумья в самый неподходящий момент? Осмотревшись, я поднялась и, не удержавшись на ногах, снова упала на четвереньки. Просто чудесно! То, что я не чувствую боли, конечно, здорово, а вот то, что стоять самостоятельно, похоже, пока не в силах - весьма фигово! Впрочем, сейчас не до гордости… Осторожно переползая от колонны к колонне, стала пробираться к дыре в стенке, любезно проделанной нападающими джентльменами. Куда угодно, лишь бы подальше отсюда.

Я почти выбралась, когда случилось страшное. Здание в очередной раз вздрогнуло, и ажурный купол из темных витражей с прощальным звоном мириадами сверкающих слез осыпался на Круг переселения, погребая под собой семь прикованных фигур и обломки "лепестка", покинутые мною пару минут назад. Я неверяще смотрела на братскую могилу, в которой могла оказаться и сама, случись последний взрыв немного раньше.

В голове крутилась идиотская мысль: "Говорят, что у кошек девять жизней. Кажется, только что началась моя третья".

Да уж… Вот и не верь после этого в удачу и судьбу!

«Хлеб - всему голова». Или, как говорят украинцы, - «хлiб над усiм пануе». Отсюда ясно, что выбор хлеба для меню - чрезвычайно важное дело, которым нельзя пренебрегать. Тем более, что во всех случаях нехватки любых продуктов их можно компенсировать употреблением хлеба, что весьма верно подмечено народом: «Без хлеба живот не проживет». Между тем мало кто выбирает хлеб специально, а еще меньше людей, которые приспосабливают хлеб к остальному меню. Берут обычно то, что привыкли, что есть в ближайшем магазине, булочной, или то, что считают «лучше», то есть белее, пышнее, мягче. А надо выбирать то, что лучше подходит к вашему меню, что лучше гармонирует с пищевым составом блюд вашего обеда, стола.

Так, нельзя употреблять черный хлеб с паюсной икрой или с тушеной бараниной, ибо он только исказит, опростит, ухудшит вкус этих замечательных и ценных продуктов. Точно так же неграмотно с кулинарной точки зрения подавать белый хлеб к соленым огурцам или к селедке с зеленым луком, ибо только черный хлеб способен по-настоящему оттенить вкус этих острых блюд, смягчив, но не исказив их своеобразную остроту и пикантность.

В детстве мне посчастливилось жить в деревне, где каждое утро пекли свежий ржаной (житный) хлеб - огромные круглые караваи в русской печи. Поэтому я привык к хорошему, высококачественному хлебу и сохранил эту приверженность навсегда. С тех пор ржаной черный хлеб для меня обязателен. Но его качество сильно изменялось за последние десятилетия. Ныне я беру такие сорта черного хлеба: «Ржаной», «Саянский», а также до 1990 года любил «Тартуский» хлеб, выпекаемый в Эстонии. Одно время покупал также «Бородинский», пока он не испортился из-за резкого изменения рецептуры. Ныне, в 90-х годах, этот хлеб стал совершенно плохим. Вследствие того, что черный хлеб стал повсюду хуже, я перешел последнее время (в 1996-1998 гг.) на приготовление домашних ржаных лепешек из ржаной муки (без добавок других видов муки или пополам с пшеничной) на прессованных дрожжах.

Когда дрожжей нет, пеку тонкие пресные «листы» из чистой ржаной муки с добавлением подсолнечного масла, и лука. Мне нравится. Очень вкусно, да и быстро: замесил - 5-6 минут, и испек - 15 минут на слабом огне. Итого - через 20-30 минут свежий, горячий, вкусный «хлеб». Вернее - сухие «хлебцы», пластины черного хлеба. Его можно использовать в основном для супов. Очень подходит и по вкусу, и по консистенции. Щи и борщи с таким «хлебом» - не заменимое ничем удовольствие.

Для закусочных блюд - селедки, капусты квашеной, соленых огурцов и грибов, а также любой солено-копченой рыбы - «жесткий» хлеб не подходит. Для этого необходимы ржаные лепешки, они - мягкие. Вот почему в зависимости от общего меню, и в первую очередь от характера супов и закусок, я меняю вид черного хлеба.

С белым хлебом тоже проблемы. Раньше я любил калачи. Потом они исчезли в 70-х годах, вновь появились в 80-х, потом снова исчезли и ныне преобразились в хлеб, не похожий на калачный. Особенность их теста исчезла, так как исчезла ручная его обработка, а машинное тесто при выпечке дает иной вкус. Таким образом, и калачи, и ситники отпали. В качестве белого хлеба я использую теперь лишь армянский лаваш (тонкий, листовой, т.е. именно лаваш), а также неправильно именуемый у нас «лавашем» другой кавказский хлеб - грузинские «мадаури», сравнительно небольшие, в обычную тарелку лепешки, и «тониспури» - большие, толстые лепешки, а также «чурек», очень похожий на «тониспури», но чуть меньших размеров. Все эти виды хлеба доброкачественны, и их можно (и нужно!) покупать горячими, если они изготавливаются в маленьких ручных пекарнях при московских рынках. В больших магазинах в центре города, к сожалению, встречаются почти всегда только подделки под эти виды хлеба, изготовленные из другого теста и машинным образом. Помимо кавказских видов белого хлеба, я покупаю еще и зерновой (бывший «Грехем», затем «Здоровье»), когда он изредка появляется. Но такие прежде вполне доброкачественные виды хлеба, как «Докторский» и «Отрубной», ныне уже не покупаю, ибо их рецептура претерпела изменения к худшему. Стараюсь, когда есть время и возможность, печь домашние виды хлеба, то есть те лепешки, о которых сказано в первой части.

Благодаря кулинарной книге, о которой я тоже планирую написать отзыв, я теперь умею печь хлеб и знаю, что это самое простое в приготовлении блюдо, практически буква "А" в кулинарной азбуке.

Сразу скажу, что свежих дрожжей у меня не оказалось, поэтому я пекла хлеб на опаре, что позволительно, так как дрожжи в хлебе всегда можно заменить пивом или сметаной, поскольку в них также есть живые грибки, вызывающие брожение.

Итак, если вы берете свежие дрожжи, то вам нужно 35-50 гр. (треть либо половина пачки), добавить к ним 0,5 стакана воды и 1-2 столовые ложки муки, тщательно перемешать и отставить ненадолго. Если вдруг ваши дрожжи оказались не слишком свежими, то можно попробовать их реанимировать: растереть в ложке теплой воды и добавить чайную ложку сахара. Если начнут пузыри пускать в течение 10 минут, значит, вы их оживили.

Если дрожжей вообще нет, то делаем опару-закваску, что тоже довольно просто. Я беру стакан сметаны (она обычно всегда есть в холодильнике), смешиваю с небольшим количеством ржаной муки (можно и пшеничной) до консистенции пасты, накрываю и ставлю в теплое место. Обычно опара начинает бродить уже через несколько часов.

Берем нашу опару (или дрожжевую смесь, которую мы ранее приготовили), выливаем ее в чашку. На фото видно, что закваска слегка пузырится

добавляем в чашку 0,5 стакана воды (или кефира, простокваши, молока) и около трети стакана подсолнечного масла.


Хорошо перемешиваем, высыпаем мелко порезанную или перекрученную луковицу, солим по вкусу


Я добавила толченый в ступке кориандр, так как муж его любит. Вы можете не добавлять. Или положить в тесто ваши любимые приправы или травы.


Далее мы начинаем постепенно всыпать в тесто муку, не переставая размешивать


Муку всыпаем понемногу, чтобы не пропустить момент, когда тесто перестанет прилипать к рукам, но не будет слишком тугим. На такое количество теста уходит примерно 250 грамм муки. Благодаря подсолнечному маслу в составе тесто довольно мягкое и к рукам не липнет.

Делаем из теста колобки размером с яблоко, приплющиваем в лепешки сантиметра по полтора и выкладываем на противень. Я делаю немного овальные и выходит пять штук. Хватает нам с мужем дня на три, если без гостей. На каждой лепешке делаем надрезы острым ножом.


Даем им минут три полежать и ставим в предварительно разогретую до максимума духовку. Через 10 минут заглядываем в духовку, наши лепешки уже должны подрумяниться, проверяем готовность сухой спичкой, если нужно, оставляем в духовке еще минуты на три. На дольше не ставьте, хлеб черствее становится и суше.
Достаем наш хлебушек, кладем на деревянную доску и накрываем полотенцем. Кушать можно через 25 минут.

Получаются вот такие вкусные, питательные хлебцы


Если не забыть опару с вечера поставить, то на весь процесс уходит всего лишь 20 минут.
Самое сложное - это не слопать весь хлеб, пока он еще теплый, потому что очень вкусно.

Теперь немного скажу о пропорциях, потому что важно их соблюдать. Все сухие добавки, как лук и пряности, не должны превышать по объему 0,5 стакана на 2 стакана жидкости в составе теста. Масла и жиров не должно быть больше, чем 0,5 стакана на каждый стакан жидкости (вода, молоко) в составе теста.

Приятного аппетита!

Время приготовления: PT00H20M 20 мин.