Супы

«Красный Октябрь. История кондитерской фабрики «ЭйнемЪ Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» еще недавно располагалась по адресу Берсеневская набережная, 6 на стрелке острова, образованного Водоотводным каналом и Москвой-рекой, но в 2007 году была переведена на территорию шоколадной фабрики «Бабаевский».

Фото 1. Бывшие корпуса кондитерской фабрики "Товарищество Эйнем" и "Красный

Октябрь" в городе Москве

Начало истории шоколадной фабрики «Товарищество Эйнем»

Основал производство Теодор Фердинанд фон Эйнем – выходец из Германии, прибывший в Первопрестольную в 1850 году из немецкого городка Вюртемберга.

Федор Карлович (так стал представляться на русский манер предприниматель) подметил, что в Москве начал пользоваться особым спросом пиленый сахар, после чего, проявив свою предприимчивость, немец начал его производство.

Выгодное дело заладилось, и уже в 1851 году Эйнем открывает в небольшой цех по выпуску уже шоколадных конфет. В мастерской тогда работало лишь четыре человека.

Поставки сладкой продукции на передовую в годы Крымской войны и, конечно же, успешная торговля в городе Москве, принесли Эйнему прибыль, благодаря которой на он открывает уже шоколадную фабрику.


Фото 2. Адрес бывшего производства Берсеневская набережная, №6

В 1857 году Федор Карлович заводит знакомство с Юлиусом Гейсом. Незаурядный предприниматель сначала помог открыть кондитерский магазин в центре – на , а со временем стал и компаньоном Эйнема.

Бизнес продолжал успешно развиваться, что помогло компаньонам закупить специальную паровую машину в одной из европейских стран и начать строительство новой фабрики уже на .

В первом вновь построенном здании – трехэтажном корпусе – разместили производственные цеха по выпуску карамели, пастилы, разных видов печенья и пряников, шоколада и глазированных фруктов, а также напитков из какао и мармелад.


Хотя официально «Товарищество Эйнем» было зарегистрировано в 1867 году, его продукция к тому времени уже имела ряд наград, полученных на мануфактурных выставках в Российской империи: Одесса (1864 год) и Москва (1865).

Стоит отметить, что компаньоны с каждого фунта произведенного печенья отчисляли на благотворительность 5 копеек серебром, причем, половина средств уходила в школу немецкой общины для бедных и сирот, а оставшиеся деньги распределялись между различными московскими благотворительными учреждениями.

И вновь все складывалось у Эйнема и Гейса удачно, что потребовало приступить к возведению новых фабричных корпусов уже на Берсеневской набережной, напротив стоящего на противоположном берегу Москвы-реки .

Производственный комплекс впечатлял своим архитектурным видом и «начинкой».


Для организации шоколадного производства были привлечены квалифицированные европейские кондитеры, имевшие опыт работы на установленном современном оборудовании. Интересно, но на таком большом производстве, благодаря механизации процессов, работало всего несколько десятков российских мастеров, а вот выпуском первых в России бисквитов – традиционных английских десертов - занимались лишь профессионалы из Великобритании.

Перед своей смертью в 1878 году, Эйнем полностью передал бразды правления кондитерской фабрикой своему компаньону, которому впоследствии переуступила свои акции и вдова основателя. Даже сосредоточив все в своих руках, Юлиус Гейс не стал менять торговую марку «Товарищество Эйнем», правильно рассудив, что это пойдет только на пользу теперь уже его бизнеса.

В начале XX столетия компания владела несколькими магазинами в крупных городах - Нижнем Новгороде и городе Москве, продукцию в которые поставляли с двух московских кондитерских фабрик и двух производств в Риге и Симферополе.

В 1899 году Гейс выкупает у купца Ушакова первый из восьми имевшегося у того по соседству участков, а в 1914 фирме отошел и последний из них. К тому времени «Товарищество Эйнем» стало крупнейшим кондитерским производством Российской империи.

Интересно будет узнать и об организации труда на фабриках Юлиуса Гейса.

В годы его правления, рабочий день продолжался 10 часов. Для иногородних было устроено общежитие и организовано питание. Для детей, работающих на фабрике подмастерьями, была открыта школа. После 25 лет работы мастерам назначали пенсию и вручали серебряный значок.

В 1914 году, во время Первой Мировой, рабочие и служащие сами собрали средства и выстроили в Москве военный госпиталь, а сама фирма, помимо денежных пожертвований, наладила отправку вагонов с печеньем на передовую.

Интересен и, как сегодня говорят, маркетинг, который наладил Юлиус Гейс.

Будучи творческим человеком, к тому же увлеченным фотографией, он особое внимание уделял оформлению упаковки и названиям конфет, а также прочей сладкой продукции. В коробки, обтянутые шелком, бархатом и даже кожей, вкладывались фотографические открытки, различные театральные программки и выполненные из жести маленькие херувимчики.

Архитектурный ансамбль практически полностью сформировался после строительства в 1906 году Карамельного цеха, проект которого выполнил архитектор . Он же в 1911 году спроектировал и новый Административный корпус на Берсеневской набережной, 6.

Кондитерская фабрика после революции

«Товарищество Эйнем» пришедшие к власти большевики национализировали в 1918 году и уже в 1922 на общем собрании коллектива утвердили новое название – «Красный Октябрь». Правда, еще пару лет продукцию все же выпускали под старым брендом, настолько он был популярен даже в послереволюционной России.

В начале 20-х годов прошлого века кондитерская фабрика находилась в кризисе, что чуть не привело к ее полному закрытию. Новые специалисты смогли внести изменения в производственный процесс, а также организовали рабочий контроль и борьбу с хищениями, что позволило к 1925 году превысить показатели 1913 года.

Советские власти, помимо этого, выделили средства на закупку новейших машин из Германии. Именно в те годы на советских прилавках появились такие известные конфеты, как «Мишка косолапый» и ириски «Кис-Кис».

Рассказав о духах Брокара и Рале, я не могу не упомянуть и другую отрасль, которой Российская Империя по праву гордилась. Представьте, в 1900 году на всемирной выставке в Париже за огромный ассортимент и превосходное качество шоколада, русская фабрика «Эйнемъ» получила высшую награду - Гран-при. Так что, еще век назад мы могли назвать русский шоколад лучшим в мире. «Эйнем» был как бы вывеской русского шоколада начала ХХ века.

На шоколадках красовался упитанный карапуз с недобрым взглядом и с битой для лапты в руках. Вызывающую этикетку дополнял еще и прелестный стишок:

«Добыл я плитку шоколада
И мне товарища не надо.
Пред всеми говорю людьми:
«Съем всю. А ну-ка отними!»

О, они поистине умели угодить взыскательным покупателям. Коробки с продукцией отделывались шелком, бархатом, кожей – это были настоящие маленькие произведения искусства. Фабрика была поставщиком двора Его Императорского Величества и получила право печатать на упаковке герб России. В наборы вкладывались открытки с поздравлениями. Для фабрики писал музыку свой композитор, и покупатель вместе с карамелью или шоколадом бесплатно получал ноты «Шоколадного вальса», «Вальса монпансье» или «Кекс-галопа». Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.
Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля»:)

А начиналось это еще в 1850 году, когда основатель фабрики - немецкий подданный Фердинанд Теодор фон Эйнем, приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встртил своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), обладавшего незаурядным талантом бизнесмена. Вдвоем они действовали более уверенно и открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи»об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867». Трудовой день на фабрике в те времена составлял 10 часов. Кондитеры, большинство из которых составляли выходцы из подмосковных деревень, жили в Общежитии при фабрике, а питались в фабричной столовой. Администрация фабрики предоставляла работникам некоторые льготы:

* для детей-подмастерьев была открыта школа;
* за 25 лет безупречной службы выдавался серебряный именной знак и назначалась пенсия;
* была создана больничная касса, оказывавшая нуждающимся материальную помощь.;

Производились карамель, конфеты, шоколад, какао напитки, пастила, печенье, пряники, бисквиты. После открытия филиала в Крыму (Симферополь) «Эйнемъ» начал производить глазированные шоколадом фрукты - сливу, вишню, грушу, а также мармелад.
«Товарищество Эйнемъ» успешно конкурировало с другими кондитерскими магнатами – например «Абрикосов и сыновья», но о них я планирую написать позже (естественно если вы захотите) .
Превосходное качество кондитерских изделий, техническая оснащенность фабрики, красочная упаковка и реклама выдвигают фабрику на одно из ведущих мест в кондитерском производстве того времени.

К началу XX в. Т-во Эйнем владел двумя фабриками в Москве, фабриками в Симферополе и Риге, многочисленными магазинами в Москве, Нижнем Новгороде.
В трудные годы первой мировой войны фирма «Эйнемъ» занималась благотворительной деятельностью: делала денежные пожертвования, организовала лазарет для раненых солдат, отправляла на фронт вагоны с печеньем.
После Октябрьской революции, в 1918 году, фабрика была национализирована, и в это же году получила название «Государственная кондитерская фабрика №1, бывшая Эйнем»,а в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет после этого в скобках всегда добавлялось«Бывш. Эйнемъ» - настолько велика была популярность торговой марки, и ценилось качество изделий.

В 1851 году на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет, в которой работали всего четыре мастера. Принадлежала она немцу Теодору Фердинанду фон Эйнему,приехавшему в Россию "делать бизнес". В годы Крымской войны Эйнем поставляет свою продукцию на фронт - полученная прибыль позволяет ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. В 1869 году к Эйнему присоединяется предприниматель Юлиус Хейс (J.Heuss). Вдвоем они открывают кондитерский магазин на Театральной площади, выписывают из-за рубежа новейшую паровую машину и строят первое здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки.

С каждого проданного фунта нового печенья Эйнем жертвовал пять копеек серебром, из которых половина суммы поступала в пользу благотворительных заведений Москвы, а другая половина - в пользу Немецкой школы для бедных и сирот. Первая официальная запись о фирме «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколада, конфектъ и чайныхъ печеній» появляется в 1867 году в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи». К этому времени фирма уже имела награды Всероссийских мануфактурных выставок: бронзовую (1864 год) и серебряную (1865) медали. «Эйнемъ» производила карамель, конфеты, шоколад, какао-напитки, пастилу, печенье, бисквиты, пряники, глазированные фрукты, мармелад.

После смерти Эйнема в 1876 году фабрикой стал руководить Юлиус Хейс, однако ставшее популярным среди москвичей название компании он менять не стал.

В 1889 году в связи с расширением производства Хейс приобрёл несколько участков на Берсеневской набережной. Одним из первых зданий, построенных на новом участке, стал производственный корпус работы архитектора А. В. Флодина. В дальнейшем по проекту архитектора А. М. Калмыкова было возведено ещё несколько произодственных корпусов и доходных домов, составивших основу ансамбля фабрики. Формирование ансамбля фабрики было завершено в 1914 году присоединением доходного дома Суконной фабрики, переоборудованного под гаражи. Всего для фабрики «Красный Октябрь» на берсеневском участке, ставшем основным, было построено 23 здания.

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде продукция «Эйнемъ» награждена золотой медалью, в 1900 фирма получает Гран-при на Всемирной выставке в Париже за ассортимент и качество шоколада. В 1913 году «Эйнемъ» удостаивается звания поставщика двора Его Императорского Величества.

К началу XX века «Эйнемъ» владеет двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, несколькими магазинами в Москве и Нижнем Новгороде. После октябрьского переворота 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь», кое название сохранила до сих пор.

Во времена своего расцвета «Эйнемъ» был одной из самых известных марок кондитерских изделий во всей стране. Но многим своим современникам он запомнился тем, что выпускал в дополнения к своим конфетам и печенью множество разнообразных открыток. Сегодня большинству известна серия "Москва в XXIII веке" из восьми футуристических почтовых карточек 1914 года, которые демонстрируют то, как, по мнению автора, предстояло выглядеть Москве в XXII и XXIII столетиях: от 2114 года (карточка «Центральный вокзал») до 2259 года (карточка «Санкт-Петербургское шоссе»).


Центральный вокзал.Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров - земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм.



Москворецкий мост. Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…



Лубянская площадь. Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму еще с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов



Река Москва. Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира - исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом.



Петровский парк. Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нем сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды.



Красная площадь. Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре - полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200



Петербургское шоссе. Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям



Театральная площадь. Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший еще в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток

Однако, кроме этих футуристических открыток было много и других серий, издававшиеся в огромном количестве и служащие не только для отправки "открытых писем", но и для расширения кругозора, а также являющиеся отличным предметом для коллекционирования

серия "Игра квартет"

серия "Охота в России"

серия "К 300летию царствования дома Романовых"

серия "1812 год"

серия "Типы народов земного шара"

а вот, например, географические карточки с изображением карты России. Обратите внимание, что она именуется "Конституционная Империя". Существовали карточки и с другими странами, но мне они не попадались.

ну и другие самые разные серии открыток:

Все это теперь - памятник безвозвратно потерянной эпохи, которая доносится до нас в таких вот открытках. Их издавали "потехи ради" для себя, а получилось, что они куда важнее для нас как память о той стране, которую мы никогда не знали...

С момента основания кондитерской фабрики Эйнем прошло уже более 150 лет. В 1850 году молодой и амбициозный Фердинанд Теодор фон Эйнем приехал в Россию, чтобы разбогатеть. Фердинанд был сыном простого немецкого священника Карла Эйнема. Он вырос в спартанских условиях, исключающих любую «греховную» роскошь. Однажды отец Фердинанда обнаружил в кармане своего 10-летнего сына кусочек шоколадной конфеты. Свидетельство грехопадения было выложено на стол для всеобщего порицания – как мог будущий священник потратить подаренный ему талер на низменное наслаждение?! Кто бы мог подумать, что через 15 лет шоколад станет для Фердинанда делом всей его жизни…

Сначала Эйнем поступил подмастерьем в шоколадную лавку мастера Ореоле – в ту самую лавку, где была куплена памятная «греховная» конфета. К 20 годам талантливый юноша освоил все хитрости приготовления шоколада и даже превзошел своего учителя. Мастер Ореоле посоветовал юноше ехать в Россию и открыть свой бизнес там. В те времена многие европейцы уезжали в Россию – страну лютых морозов и несметных богатств. К тому же, в России совершенно не умели готовить шоколад…

После прибытия в Россию Эйнем занялся производством пиленого сахара, но торговля не пошла, и уже через год пришлось закрыть дело. Тогда неунывающий предприниматель организовал небольшую мастерскую по производству печенья и конфет.

Эйнем полюбил Россию всей душой. Он даже называть себя стал на русский манер – Федор Карлович. В Крымскую войну он сумел получить государственный заказ на обеспечение фронта сладостями – поставки сиропа и варенья для раненых бойцов. Эйнем выполнил госконтракт «с беспримерной честностью», как писала газета «Ведомости». Дела фирмы пошли в гору. В 1857 году умный и прозорливый Эйнем познакомился с талантливым бизнесменом Юлиусом Гейсом, который внес все свое состояние (20 тысяч рублей) в развитие бизнеса и стал компаньоном Эйнема. Партнеры выписали из Европы паровую машину и начали строить крупную фабрику на Софийской набережной – ту самую, которая называется теперь «Красным Октябрем».

Фабрика Эйнема первой в России наладила массовый выпуск шоколадных конфет и какао. Ее продукция регулярно получала российские и международные награды, ассортимент расширялся, производство росло. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция фабрики была признана лучшей и получила высшую награду. К 300-летию дома Романовых в 1913 году фабрика была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Одним словом, фабрика Эйнема стала передовым кондитерским производством в Российской империи, несмотря на то, что у них были серьезные конкуренты – старейшая в России кондитерская фирма «Абрикосов и сыновья» (нынешний концерн «Бабаевский»), кондитерская Адольфа Сиу (фабрика «Большевик»).

Что послужило причиной такого успеха? Почему популярность фабрики была настолько велика, что даже после национализации в 1918 году к новому названию «Красный Октябрь» в течение двадцати лет добавляли в скобках «Бывш. Эйнемъ»? Даже большевикам не сразу удалось изжить ее настоящее имя.

Вот несколько маркетинговых приемов фабрики Эйнема, опробованных в те времена, когда о маркетинге никто не слышал:

Роскошные упаковки.
Для оформления конфет приглашались лучшие художники того времени: Врубель, Бакст, Билибин, Бенуа. Конфетные коробки отделывали шелком, бархатом или кожей.

Идея связать новый вкус конфет с картиной модного художника Ивана Ивановича Шишкина принадлежала Юлиусу Гейсу. Вот так выглядели первые «Мишки косолапые».

Познавательные вкладыши и обертки для конфет.
Прекрасная идея – ребенок кушает конфеты и узнает что-то новое. В коробки с конфетами и какао вкладывали коллекционные открытки с географическими картами, животными, историческими сценками, репродукциями картин известных русских художников. Для взрослых покупателей были нарисованы красивейшие игральные карты. Чтобы стать обладателем целой колоды, надо было съесть много конфет.
Поглядите, какая красота! Такие шоколадки можно покупать ради одной обертки!

Шоколадку получивши
И кусочек откусивши,
Вдруг увидел Вася Степку –
Забияку и растрепку…
Ты что? Хочешь половыны?
Не угодно ли дубины?
И пошел махать дубьем…
Степка вышел с фонарем.
Получив большой конфуз,
Бросив палку и картуз,
Он бежал что было сил
И про шоколад забыл.
Победитель, храбрый Вася,
Силой мускулов хваляся,
Говорил, что этим всем –
Он обязан лишь Эйнем.

Кстати, конфеты с названием «Ну-ка, отними» выпускаются и по сей день. Только вместо насупленного карапуза на обертке печатают миловидную девочку, играющую со щенком.

Эксклюзивное предложение.
Композитор Карл Фельдман по специальному заказу «Товарищества Эйнем» написал «шоколадные мелодии»: «Кекс-галоп», «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танец какао». Эти мелодии быстро стали популярны. Ноты к ним можно было получить только с покупкой шоколадных конфет. Хочешь наигрывать модный вальс – покупай конфеты у Эйнема! Для маленьких покупателей разработали схемы для вышивания крестиком, которые вкладывались в коробки с конфетами и какао.

Фирменные автоматы по выдаче шоколада.

Опустив в такой автомат 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, ребенок получал небольшую шоколадную плитку в обертке. Эти автоматы быстро стали модным новшеством и настоящей «заманухой» для маленьких покупателей.

Фирменные аксессуары.
В коробки конфет бесплатно вкладывали фирменные салфетки или щипчики с логотипом фабрики. В кондитерских продавались красивые жестяные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменным логотипом «Эйнемъ».

Современному читателю эти приемы могут показаться лишенными оригинальности, но тогда это был настоящий прорыв. Эйнему старались подражать, причем не только прямые конкуренты, но и не связанные с кондитерским делом предприниматели. Удивительно, что их «учителем» был сын простого священника, который на момент приезда в Россию не имел ни хорошего образования, ни серьезных накоплений. Благодаря своему удивительному чутью, умению находить правильных людей и искренней любви к своему делу, Федор Карлович Эйнем стал одним из самых богатых людей в России, заслужил уважение и почет.

Незадолго до смерти Эйнем продал свою долю компаньону Гейсу и вернулся в Пруссию. Детей у него не было. В 1876 году газеты сообщили о кончине Эйнема. На момент смерти прославленному шоколатье было всего 50 лет. Свое тело Федор Карлович завещал похоронить в Москве – на своей новой Родине, где он прожил большую часть жизни и обрел счастье и богатство.

Кондитерский бизнес под руководством Гейса разросся еще больше, но переименовывать фабрику не стали – слова «Эйнемъ» и «качество» прочно ассоциировались у горожан. После смерти Юлиуса Гейса руководить фабрикой стал его сын Вольдемар. До революции 1917 года Гейс не дожил. Наверное, к счастью…

Название «Красный Октябрь» вместо ассоциаций с выстрелом Авроры и штурмом Зимнего Дворца гораздо чаще настраивают нас на вполне мирные «сладкие» мысли о знакомых с детства радостях: «Мишка косолапый», «Красная шапочка», шоколад «Аленка»…

Действительно, на конфетах и шоколаде фабрики «Красный Октябрь» выросло уже не одно поколение наших сограждан, но лишь немногим из них было известно, что эта фабрика существовала и до революции, называясь «Товарищество Эйнемъ».
К основанию московской фабрики купца Эйнема, которая выпустила свою первую продукцию еще в середине XIX века, большевики, конечно, никакого отношения не имели. Но, как говорится, «время было такое» и эпидемия переименований коснулась практически всех национализированных тогда производств. В этом случае, однако, было сделано небольшое исключение и еще несколько лет в скобках после нового названия писали «Бывш. Эйнемъ» - настолько высоко оценивался современниками этот «бренд».

Отцы-основатели


«Эйнемъ», или «Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений Эйнемъ» было официально учреждено в 1867 году. А началось все с того, что Фердинанд фон Эйнем, приехавший в коммерчески перспективную Москву из Германии, в 1851 году организовал на Арбате небольшой цех или, как тогда говорили, мастерскую по производству шоколада и конфет.
В годы Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Эйнем поставлял свою продукцию на фронт, и прибыльные военные заказы позволили ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. Вскоре к Фердинанду Эйнему присоединился немецкий коммерсант Юлиус Гейс. Заказав в Европе новейшую паровую машину, компаньоны открывают кондитерский магазин на Театральной площади и строят первое трехэтажное здание фабрики на Софийской набережной Москвы-реки, увеличивая штат до сотни человек.

Еще до того, как о товариществе «Эйнемъ» появилась первая официальная запись в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» 1867 года, компания уже имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках в Одессе и Москве. Постоянно расширяющая свой ассортимент фирма производила конфеты, шоколад, карамель, пастилу, напитки какао, печенье, бисквиты и пряники. Качество продукции было отменным и объемы заказов год от года увеличивались.
У Фердинанда Эйнема не было наследников, и после его смерти в 1878 году фабрикой стал руководить Юлиус Гейс, принявший решение оставить название компании без изменений. Спустя год открывается отделение «Эйнемъ» в Симферополе, где запускаются в производство мармелад и глазированные шоколадом фрукты.
Условия для работников на фабриках были очень неплохими, что чувствовалось уже при приеме на работу – «новеньких» вели на «гастрономическую» экскурсию по всему предприятию, разрешая есть все, что захочется. На московской фабрике была собственная школа кондитеров, кружки, хор мальчиков. Рабочих обеспечивали одеждой и обувью, предоставляя им жилье и субсидированное питание. После 25 лет работы человек получал памятный серебряный нагрудный знак, а вместе с ним разные льготы и пожизненную пенсию.

Юлиус Гейс, помимо основного производства и кадровых вопросов уделяет особое внимание, как сказали бы теперь, брендингу своей продукции. Ярким и запоминающимся названиям «Золотой ярлык», «Фаворит», «Столичный», «Ампир» и так далее – сопутствовала стильная упаковка, отделанная шелком, бархатом и кожей. Для оформления упаковок приглашали лучших художников того времени, таких, как Врубель и Бенуа, что, несомненно, привлекало все новых покупателей.
К увеличивающейся популярности вновь добавляются награды – в 1896 году продукция товарищества «Эйнемъ» получила золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже фабрика получает Гран-при за ассортимент и качество продукции. Ассортимент действительно впечатлял. Даже если говорить лишь о шоколаде, то выпускалось сразу несколько сортов только ванильного шоколада, кроме того, имелся шоколад «Царский», «Княжеский», «Боярский», «Столичный», «Американский», «Всемирный», «Спорт», «Фаворит» и другие. А «любимыми сортами публики», как следовало из рекламы «Эйнемъ» того периода, считались «Золотой ярлык», «Серебряный ярлык» и «Шоколад с молоком».
Рекламе продукции придавалось огромное значение: в небесах реяли дирижабли с призывами покупать шоколад Эйнема, на театральной программке спектакля «Ромео и Джульетта» неожиданно обнаруживалась реклама леденцов от кашля, в коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки и серии открыток с географическими картами, животными, репродукциями картин известных русских художников.
Композитор Карл Фельдман по заказу «Товарищества Эйнемъ» написал специальные мелодии с «говорящими» названиями: «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Кекс-галоп», «Танец какао». Ноты этих произведений вкладывались в коробки с продукцией, которая пользовалась большим успехом у покупателей.
Некоторые названия, например, конфеты «Ну-ка отними!», пережили революцию и сохранились до наших дней. Правда вместо девочки, играющей со щенком, в прежнее время этикетку украшало изображение угрюмого вида малыша с бейсбольной (на самом деле для игры в лапту) битой.
Интересно, что в период НЭПа, когда фабрика уже называлась «Красный Октябрь» на рекламу здесь вновь обратили самое пристальное внимание, а «пиаром» ее продукции лично занялся «певец революции» Владимир Маяковский. Благодаря его стараниям, девиз «Я ем печенье фабрики «Красный Октябрь», бывший Эйнем. Не покупаю нигде, кроме как в Моссельпроме!» - знала вся Москва. Сам поэт относился к своему занятию очень серьезно, о чем говорят такие его слова: «Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы».

Несладкие времена


В 1913 году товарищество удостоилось почетного звания – поставщик двора Его Императорского величества. Тогда же к 300-летию дома Романовых была выпущена празднично оформленная юбилейная серия конфет. В 1914 году началась Первая мировая война и закончилось строительство нового комплекса фабричных зданий на Берсеневской набережной, начатое в 1889 году.
Во время войны почти вся семья Гейсов покинула Россию, но один из сыновей Юлиуса Гейса - Вольдемар принял российское подданство и продолжил руководить производством, в то же время организуя лазарет для раненых солдат, отправляя на фронт продовольствие и жертвуя деньги на армейские нужды.
Последовавшие за этим «смутные» времена привели страну к революции, и фабрика была национализирована. Но производство не останавливалось, и к 1925 году его объем восстановился и продолжил расти. Появились конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Мишка косолапый», «Южная ночь», ирис «Кис-кис».
С началом Великой Отечественно войны часть оборудования «Красного Октября» была эвакуирована в Куйбышев. Все производство пришлось перестраивать, но выпуск самых известных продуктов – конфет «Мишка косолапый» и трюфелей прекращен не был. Для фронта выпускались концентраты: пшенные, гречневые и овсяные каши, а также новые сорта шоколада – «Кола» и «Гвардейский». «Кола» входил в рацион летчиков и подводников и обладал тонизирующим действием из-за входящего в его состав африканского ореха кола.

Воспоминания о будущем


После войны «Красный октябрь» вернулся к выпуску мирной продукции, а в 1950 году карамельшики-новаторы В.Д.Семенов и В.И.Санаев были удостоены Сталинской премии. В 1966 году на фабрике начат выпуск молочного шоколада «Аленка».
Постепенно новое название становится знаменитым брендом, подтверждая преемственность традиций качества «Товарищества Эйнемъ». Многночисленные достижения и награды российских и международных выставок и ярмарок, среди которых Гран-при Международной выставки в Брюсселе (1958 год) и Гран-при (Золотые медали) международных выставок «WORLD FOOD» (2000–2003 годы) говорят о качестве продукции, которым могли бы гордиться компаньоны Фердинанд и Юлиус.
В 1991 году «Красный Октябрь» становится акционерным обществом, а с 2002 года входит в холдинг «Объединенные кондитеры».
А в 2007 году основные производственные мощности «Красного Октября» были переведены с Берсеневской набережной в новое здание на ул. Малой Красносельской, где в марте этого года «Объединенные кондитеры» открыли первый в России Музей Истории Шоколада и Какао (МИШКа), созданный на базе музеев кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Кондитерский концерн «Бабаевский».
Не забыт и основатель предприятия – именем Фердинанда фон Эйнема названы современные наборы конфет «Эйнемъ», на коробках которых использованы рисунки художников середины XIX века. Сюжет – Москва будущего. Эти наивные изображения в чем-то сродни возвышенным монологам героев Чехова о том, какой будет жизнь через 200–300 лет. Наше настоящее, нафантазированное людьми позапрошлого века, вызывает и улыбку, и грусть – не только оттого, что не имеет ничего общего с действительностью, но и потому, что вновь уводит нас к воспоминаниям о той России, о которой мы сегодня, увы, все еще так мало знаем.